Рыбалка на Куличках

Рыбалка в проводку


Мужская Компания — Ловля пикером на небольшой ре...

Июль 31st, 2015 at 12:07 пп by admin
Раздел: Ловля рыбы
Может ли легкое пикерное удилище давать результат в ловле на небольшой реке? Какие приманки и оснастки при этом эффективней использовать, зритель узнает в очередном выпуске ...
...дальше

Какая леска лучше — монолеска или плетенка ?

Июль 24th, 2015 at 03:07 пп by admin
Раздел: Снасти
Решив вопрос с выбором снасти, спиннингисту предстоит еще одна задача – выбрать леску. Это дело не такое уж сложное, благо ассортимент выпускаемых в мире лесок ...
...дальше


За хариусом

11Географическое положение Южного Урала, и в частности Челябинской области, позволяет без особых затруднений перемещаться из Европы в Азию и обратно столько раз, сколько душа пожелает, а на многочисленные указатели «Европа-Азия» на дорогах местное население уже давным-давно не обращает внимания — привыкли. А между тем такая «география» создала уникальные условия для любителей рыбной ловли.

Дело в том, что при изобилии озер особого разнообразия видов рыб нет, в наличии, как говорится, обычный «джентльменский набор»: карп, карась, плотва, щука, ерш, судак и, конечно же, вездесущий окунь. В некоторых более или менее окультуренных водоемах разводят пелядь («сырок», по-местному), но эта рыба абсолютно никакого интереса для рыболовов не представляет, так как на удочку или любую другую крючковую снасть не ловится, а добывается исключительно сетями. Основной водораздел проходит по гребню Уральского хребта, и реки, стекающие с его склонов, относятся к разным бассейнам. Отсюда происходит смешение сугубо азиатских видов рыб с типичными европейскими. Близость Сибири привнесла такую экзотику, как сиг и рипус, хотя эти виды рыб в уральских водоемах выглядят «побледнее», чем их сородичи из Байкала.
Но есть в области достаточно глухие места на севере и северо-западе, где можно поймать совершенно редкую для этих мест рыбу — такую, как подуст, голавль, жерех и даже хариус. Вот о хариусе и стоит поговорить подробнее.

Эту замечательную рыбу я ловил обычно в сибирских реках, когда была возможность побывать на них. Способ ловли самый примитивный — поплавочная удочка, а насадка — навозный червь или ручейник. Позже я освоил нахлыст, и все стало намного интересней. До меня и раньше доходили слухи о том, что в горной части Челябинской области можно половить хариуса, но проверить это все как-то не получалось — то достаточного времени не было, то другие причины мешали, да и ехать не близко — около 300 км! Однако в последнее время у нас образовалась хорошая компания «харюзятников» и «процесс пошел».
В местах, где водится хариус, великое множество ручьев и речушек, но наиболее доступна река Уфа в ее верховьях. Как-то летом мы с приятелем отправились именно туда за хариусом. Сроки выезда, конечно, не самые оптимальные (летний клев был на спаде, а осенний жор еще не наступил), но «надежды юношей питают», тем более что мой приятель в тех краях бывал довольно часто и неплохо знал местные условия. Технически мы были оснащены вполне прилично — углепластиковые удилища 5−6 класса с соответствующими шнурами, немалый запас мушек. Но все оказалось не совсем так, как я предполагал. Во-первых, Уфа очень коварна и за неосторожное поведение может крепко наказать — как минимум купанием. Русло реки чрезвычайно извилистое, течение довольно сильное, часто разделяющееся на несколько отдельных струй, и с ходу определить, в какой именно стоит хариус, просто невозможно. Во-вторых (и это важнее), местный хариус практически проигнорировал все мои заранее заготовленные мушки. Вот тут-то мне пришлось крепко задуматься и постараться вспомнить все советы моего приятеля. Можно было бы просто сходить к нему и потолковать, но по берегу идти довольно трудно, да и лень, а по воде — небезопасно и шумно. Вода прозрачная, рыба очень осторожная, пока дойдешь, всю ее распугаешь.
Обычно, находясь на малоизученных водоемах, я стараюсь примечать всяких букашек и козявок, ползающих или летающих вокруг. По опыту знаю, что это часто помогает в выборе насадки или привады. В случае ловли нахлыстом такие наблюдения не менее полезны — можно подобрать похожие мушки или попытаться с помощью ножниц имитировать нечто, напоминающее местную букашку. Время было уже вечернее, до захода солнца оставалось часа полтора, и я решил привязать «комарика».
Результат немного вдохновил — сразу начались хватки. Но клевал только мелкий (не больше 100 г) «харюзенок», причем хватки были какие-то непонятные: рыба реагировала не на падение мушки, а на ее скольжение по поверхности. Погода в этот вечер стояла противная: то дул сильный ветер, то моросил дождик — все это не способствовало хорошему клеву. К тому же я умудрился зацепить мушку за кусты на противоположном берегу и, спасая ее, черпанул «ползунками» (так мы называем между собой забродные сапоги-штаны) водички. Пришлось спешно идти к машине и переодеваться в сухое. Вскоре и приятель вышел на берег. В садке у него билось килограммов пять- шесть отменных хариусов, и большая часть из них была по 400−450 г. Меня, откровенно говоря, такой расклад почти удручил.
Пока ехали на ночлег, обсуждали детали рыбалки. Оказалось, что он привязывал на поводок не одну мушку, а две! Причем слабо тонущую мушку — на конце, а сухую — в верхней части поводка. И что самое любопытное — вовсе необязательно опускать мушку на воду впереди шнура, достаточно положить шнур под углом к течению и, слегка поддергивая его, создать дугу на струе с таким расчетом, чтобы концевая мушка притопилась сантиметров на пять-семь и плыла на этой глубине, распрямляя шнур по течению.
На следующее утро мы снова приехали на речку, но выбрали другое место, немного ниже по течению. Река в этом месте делает пару крутых поворота почти под 90°, а с правого берега, недалеко друг от друга, в Уфу впадают два небольших притока, создавая идеальные условия для стоянки крупного хариуса. Первым делом мы как следует осмотрелись. У первого поворота, почти посередине течения, заметны характерные всплески играющего хариуса — значит, место выбрано правильно! Погода по сравнению со вчерашним днем значительно улучшилась: легкая облачность и слабый юго-восточный ветерок обещали хороший клев. Течение в этом месте реки среднее — примерно 3−4 км/час, глубина чуть больше 1 м, дно песчано-галечное и довольно плотное. Основная струя находится в зоне уверенного заброса, что позволяет облавливать не только стремнину, но и ямки между стрежнем и берегом.
Достаю из багажника удилище G.Loomis 6 класса со шнуром Cortland — 444 WF 6 F, так называемую «торпеду», с 7,5-футовым подлеском 3x (0,2 мм, 6 lb) и быстро монтирую поводок длиной 50−55 см с двумя мушками. На конец привязываю мушку, связанную на коричневом крючке Mustad-fly № 10, с темно-серым (почти черным) телом и красным хвостом, а в верхней части поводка укрепляю на дополнительном 10-сантиметровом поводке «черного муравья» на крючке Mustad-fly № 12. Памятуя о неудачах вчерашнего дня, делаю короткий заброс на 9−10 м под углом к основной струе и, поддергивая шнур удилищем, даю ему возможность создать дугу на самой стремнине. Шнур медленно проплывает рядом со стрежнем, его концевая часть вместе с подлеском постепенно набирает скорость и выпрямляется. В самый последний момент, когда уже ничего не ожидал, вдруг ощутил резкий удар, машинально сделал мягкую подсечку и почувствовал, что засекся не малек, а что-то приличное. Хватка произошла ниже по течению, поэтому сначала трудно было определить, что попалось, но, когда, выбирая шнур и подтягивая его к себе, я почувствовал сильные рывки на более тихом месте, все стало ясно — экземпляр достойный!
Начал потихоньку подводить его к себе — не тут-то было! Хариус — боец серьезный, и просто так он не сдается — арсенал финтов у него богатейший. Чего он только не делал: и на хвосте против течения приплясывал, и свечки почти метровые выписывал (я только успевал гасить их удилищем), и уходил на основную струю по течению вниз, и прижимался ко дну на быстрине. Минут через пять-шесть, глотнув воздуха, он начал сдавать и постепенно слабеть. Аккуратно подбирая шнур, я подвел рыбу поближе и увидел совершенно замечательную картину — в прозрачной струе воды отчетливо была видна темная спина и серебристые бока крупного хариуса. Солнце светило почти сверху, в его лучах особенно эффектно смотрелись большущие фиолетовые грудные плавники. На вид экземпляр тянул граммов на 500 — по местным меркам, очень неплохо! Но как только я плотно ухватил его рукой, хариус умудрился вывернуться хвостом вперед из, казалось бы, «мертвого» захвата. Мало того, эту процедуру он умудрился проделать трижды! Вот когда я пожалел о том, что не взял с собой подсачек, понадеявшись на свое умение. Но делать было нечего — до подсачека метров триста по косогору, поэтому брать рыбу пришлось «вручную», благо, все обошлось.
Спровадив добычу в садок, убедился, что хватка была на концевую медленно тонущую мушку. Такое начало воодушевило, я продолжил облавливать облюбованную ямку на основной струе, и результат не замедлил сказаться — хватки случались практически на каждой проводке, причем стали нередки и «дуплеты», когда хариус брал не только на тонущую мушку, но одновременно и на сухую.
Незаметно пролетели часа два-два с половиной. Я довольно далеко сместился вниз по течению. Речка стала немного шире, разбилась на две струи, и условия ловли усложнились, потому что в «ползунках» уже нельзя было свободно перемещаться по руслу, а частые порывы ветра не позволяли держать в воздухе больше 12−15 м шнура.
С правой стороны в Уфу в этом месте впадает небольшой ручей, и почти до самой середины русла тянется подводная коса, за которой в самом конце имеется очень перспективная ямка. По характерным бурунчикам эту ямку я определил довольно точно, но достать до нее было не так-то просто — дистанция в 16−17 м не давала возможности сделать точный заброс при порывистом боковом ветре. Наконец мне удалось найти крошечный бугорок поближе к заветной цели и пустить мушку по струе прямо через середину ямки. Хватка произошла молниеносно! G.Loomis 6 класса «заиграл» от вершинки до рукоятки — это хариус, как слаломист, завилял на гребне струи, отклоняясь от стрежня не более чем на полметра. По опыту зная, что «слаломом» дело не ограничится, начинаю потихоньку поднимать вершинку удилища повыше, чтобы в случае резкого рывка на глубину или в сторону можно было максимально ослабить нагрузку на слишком тонкий (мононить 0,2 мм) для такого экземпляра поводок. Буквально через несколько секунд я уже мысленно похвалил самого себя за предусмотрительность — рывок был невероятно сильным. Хариус, сделав свечку, резко рванул вниз по течению, и мне пришлось даже стравить немного шнура с катушки, чтобы хоть как-то справиться с такой прытью противника. Несколько минут мы боролись «на грани фола» и уповать приходилось только на удачу!
В этот день фортуна мне улыбнулась, хотя и ехидно. Рельеф дна и глубины позволили достаточно быстро утомить резвого и напористого бойца, но в пылу борьбы я сделал неосторожный шаг в сторону и тут же был наказан коварной речкой. Песок под ногами немного просел, и, чтобы не потерять равновесия, я развернулся лицом против течения. Этот поворот все и решил — напором воды меня просто смыло! Держа удилище над головой, я проплыл метров шесть-семь, пока не царапнул сапогами по дну. Ощутив твердь, подтянулся ближе к берегу и сравнительно легко выбрался на мелководье. Первым делом проверил, что со снастью и не сошел ли хариус. Слава Богу все обошлось. Со стороны посмотреть — картинка занятная: в воде, у самого берега, сидит совершенно мокрый мужик и с довольным видом подтягивает к себе обессилевшую рыбину. Экземпляр оказался чуть больше 800 г, что, по местным меркам, считается более чем достойной добычей. Купание в полной амуниции — не такая уж дорогая цена за такого красавца, да и последствий особых не было — все-таки лето и не очень холодно. Главное — цель экспедиции достигнута. Доказано: на Южном Урале есть приличный хариус и его можно нормально ловить!

А.Филюшкин
belkamfish.com


Home |  Рыбалка — это образ жизни