Мужская Компания — Ловля пикером на небольшой ре...
Какая леска лучше — монолеска или плетенка ?
Насадка из семейного архива
Впервые услышал я о ней от своего деда. Что, вообще-то, довольно странно. Мой родной дед Алексей Егорович был далек от ужения рыбы и всю свою жизнь рыбалке предпочитал ружейную охоту. Но это нисколько не мешало ему относиться к рыболовам с большим уважением. Так вот он первым и подсказал мне секретный рецепт приготовления насадки для карпа.
Раньше жители Воронежской области при ловле карпа использовали в основном две насадки: или слегка недоваренный картофель, или горох. Чаще это был картофель. Скорее всего эту насадку выбирали просто из соображений экономии времени. Деревенские рыболовы, готовя корм для поросят, клали в варево пару картофелин и извлекали их из общего котла немного раньше того момента, когда клубень начинал крошиться. Таким образом процесс приготовления к выходу на реку оказывался быстрым и неутомительным. На крючок насаживали то, что вытащили из чугунка заранее, а прикармливали тем, что в нем уже упрело. Правда, иногда случалось и так, что приготовленный для насадки картофель хранился до начала ловли все в том же чугунке и начинал едва уловимо припахивать. В этом случае неуспех на рыбалке, как правило, списывали на плохую погоду или никуда не годное место. Тем не менее и в то время были признанные специалисты по ловле карпа, чьи успехи всегда вызывали удивление и зависть менее прилежных и вдумчивых товарищей по страсти. Чаще всего их удачу объясняли не выбором более подходящих мест или умением (кто добровольно согласится признать себя «чайником»!), а везением, знанием «слова» и благосклонностью судьбы. На самом же деле успех был наградой за наблюдательность, старание, уважение к рыбе и трудолюбие. Спецы, вообще-то, и не скрывали своих секретов, особенно если видели, что ты готов приложить определенные усилия для достижения результата. Прежде всего нужно правильно выбрать и подготовить место для ловли. Поскольку берега озера густо поросли тростником, необходимо было проделать среди него подходящего размера коридор до чистой воды. Выбранный участок водоема должен обладать для карпов определенной привлекательностью. Особенно успешной была ловля на пограничных участках с глубины на отмель, на склонах подводных оврагов. Такие места можно было обнаружить, внимательно изучив характер береговых откосов. Подводная часть озера, повторяя надводную, позволяла наблюдательному рыболову найти интересный перепад глубин и, постоянно приваживая, добиваться стабильно высоких результатов.
Я решил вести поиск карпа в районе пляжа. Днем здесь, конечно, шумно, но купальщики постоянно перемешивают воду, происходит ее постоянная аэрация, со дна поднимается много разного корма, который в сумерках привлекает сюда не только мелочь, но и крупную рыбу. Несколько раз ранним утром, до прихода купальщиков, я довольно успешно ловил некрупных карпов с территории пляжа, но эта ловля довольно скоротечна. А что если устроить место неподалеку от пляжа? Рыба будет стремиться с глубины на отмель, надо попробовать перехватить ее на подходе. Время ловли, конечно, будет ограниченным, поздним вечером я стану ловить рыбу, которая будет идти на ночную кормежку — на отмель, а рано утром ту, что будет возвращаться на глубину. Тростниковые заросли, расположенные в тридцати метрах от пляжа, подходили для первоначального замысла идеально. Позже удалось сузить район поиска. В одном месте, совсем недалеко от берега, удалось найти поперечную бровку. Остальное было уже несложно. Вооружившись серпом, расчистил приглянувшийся участок, выкосив просторный коридор, где мог беспрепятственно ловить рыбу. Сзади это место надежно прикрывал участок обрывистого и заросшего лопухами берега, а сбоку тростниковые дебри. Сразу под обрывом начиналась топь. На протяжении первых пятнадцати метров было очень мелко. Чтобы забросить удочку, требовалось достаточно далеко зайти в воду. Отмель, тянувшаяся от самого пляжа, начинала уступать место прибрежной яме, но не везде, а только в двадцати метрах от берега. Ближе она все еще сохранялась и подходила к передней стенке зарослей, где воды было не более чем по пояс. Значит, можно надеяться, что рыба будет мигрировать не только в пределах дальнего заброса, но и проходить вдоль края ближнего свала, у самого тростника. Дно оказалось довольно плотным. Оставалось только привадить рыбу и ловить в назначенное время. Я стал готовить снасти и насадку. Приваживание решил производить поздним вечером.
Развитие событий было стремительным и многообещающим: уже первый пробный выход дал результат. В следующий же вечер мне удалось поймать первого шестикилограммового карпа. Дальше все пошло как по маслу. Пустых выходов не было вообще! Пара хороших карпов за вечер — та норма, которой я и придерживался, иногда клев был просто бешеным. Вечерняя рыбалка продолжалась обычно не более трех часов: ловля начиналась после семи и продолжалась до наступления сумерек. Рыба появлялась строго в определенное время. На утреннюю рыбалку я отправлялся затемно. Как приятно прийти на озеро раньше всех, когда другие рыболовы еще спят. Я подходил к ночному озеру и неторопливо готовил снасти. Так как топкий и мелкий берег не позволял использовать сидения, то единственно уместным решением было надеть вейдерсы или, закатав брюки, попросту войти в воду. Все это нужно делать очень тихо и аккуратно, ведь именно сейчас карпы могут стоять буквально под ногами! Держатели для удилищ (как и подсачек) я прятал неподалеку в завалах тростника. Для ловли использовал два мощных поплавочных удилища, оснащенных кольцами и катушкой с леской не тоньше 0,3 мм. Поплавок — гусиное перо или любой современный аналог типа stick, грузоподъемностью около 3 г. Насадка должна лежать на грунте, а грузило только касаться его. При этом исключается дрейф наживки, а лежащий на дне поводок меньше настораживает карпа. Поплавок огружался таким образом, чтобы из воды торчал только самый его кончик. Немного подтянув снасть к берегу, я добивался, чтобы перо выглядывало на одну треть из воды и занимало несколько наклонное положение. Такая оснастка очень чувствительна, поплавок реагирует на малейшее прикосновение рыбы.
Насадку я готовил по рецепту моего деда. Почищенный клубень молодого картофеля нарезал на бруски толщиной 2−3 см. Опускал их в кипящее нерафинированное подсолнечное масло. Для одной рыбалки достаточно взять два средних клубня картофеля. Насадку следует готовить непосредственно перед выходом на водоем, то есть не ранее чем за час до рыбалки. Только в этом случае она будет наиболее эффективной. Желательно не доводить насадку до полной готовности — так она будет лучше держаться на крючке. Готовую наживку насыпают на разложенный лист газеты, таким образом избавляясь от излишков масла. Не рекомендуется помещать насадку в полиэтиленовый пакет — там она неизбежно размякнет. На месте ловли останется только нарезать брусочки на кубики и насадить их на крючок.
Эта насадка порадовала меня больше всего. Картофель работал просто великолепно. От меня требовалось только не прозевать поклевку. Иначе карп норовил утащить всю снасть. Ему решительно не хотелось расставаться с таким лакомством. Дедовский картофель имел аппетитный вид, потрясающий запах, отличный вкус, а ароматная корочка не только надежно удерживала его на крючке, но оказалась не по зубам прочей надоедливой белой рыбе.
Мои прогнозы по перемещению рыбы полностью оправдались. Карпы действительно шли вечерами на пляж, а утром возвращались обратно. Одну оснастку я забрасывал в сторону ямы, другую — на бровку или саму отмель. Интересно, что на вечерней зорьке почти все поклевки случались на отмели, а вот утром более эффективными были забросы в сторону ямы.
При ловле карпа я сознательно не брал с собой никакой другой снасти. Во-первых, хотелось полностью насладиться созерцанием поклевки карпа. Во-вторых, при бурном вываживании даже вторая удочка является помехой, а уж дополнительная деликатная снасть для ловли карася — тем более. В-третьих, лучше сосредоточиться на процессе ловли рыбы и не отвлекаться на мелочи. И все же в один из вечеров я решил прикормить не только те точки, в которые обычно забрасывал снасти, но и у самого тростника. Мне захотелось половить на утренней заре карасей. И действительно, караси не заставили себя долго ждать, однако среди карасевого войска к моему поплавку пробились и два замечательных карпа. Видимо, карпы до того привыкли к прикормке, что очень оперативно среагировали на изменение места ее подачи.
На водоеме важно вести себя очень тихо. Тихая и незаметная ловля позволяет наблюдать жизнь озерных обитателей. Выяснилось, что неподалеку живет выводок дикой утки-кряквы, за мысом — излюбленное место отдыха серой цапли, а с одной ондатрой у меня сложились просто приятельские отношения. Когда я приходил рыбачить, ее симпатичная мордочка каждый раз с готовностью высовывалась из осоки. Зверек до того привык к моему присутствию, что приходил ко мне в гости на каждой рыбалке. Разумеется, гостей надо чем-то угощать, и я оставлял ей немного картошки или кусочек жмыха. Вообще, мы жили дружно.
Мои успехи в ловле карпа не могли остаться незамеченными, и скоро у меня появились конкуренты. Правда, лезть в воду ни у кого желания не возникло, но справа и слева от меня образовались два похожих места. Однако ничего путного из этого так и не вышло. Хотя мои соседи пытались многое скопировать, они не знали еще кое-чего, а именно моей насадки. Эту тайну я сохранил и пользовался этой насадкой еще много лет...
А.Дудкин