Мужская Компания — Ловля пикером на небольшой ре...
Какая леска лучше — монолеска или плетенка ?
Неленивые лини
В литературе наиболее часто встречаются две версии происхождения слова «линь». Одна основана на том, что эта рыба, полежав на воздухе, меняет окраску, становится пятнистой, «линяет». Другое объяснение: рыба малоподвижна, ленива, поэтому и «линь».
Но если бы сторонники второй версии увидели линя под водой, они бы немедленно отказались от своей трактовки!
В своей родной стихии линь совсем не выглядит ленивцем. Это изящная, активная и осторожная рыба. Плавает медленно, не спеша, но в случае опасности мгновенно исчезает в траве или тине. Начинающему подводнику встретить его очень трудно — объект скрывается задолго до того, как его увидишь. Но если повезло, это событие запомнится надолго.
Под водой окраска линя просто изумительна: цвет его тела переходит из темно-коричневого в светло-золотистый. В камышах, в зарослях водных растений он почти черный; на открытых, солнечных местах становится желтым.
Днем линь встречается очень редко, его пристанище в это время — камыши да густая трава, где он чувствует себя в безопасности, стоит спокойно, если, конечно, не спугнешь его.
В тихую погоду линь любит греться на солнышке, стоя почти у поверхности воды в «окнах» среди травы. Позиция очень удобная: незаметно подобраться к нему в такой ситуации трудно, как бы тихо вы ни плыли. Осторожная рыба успевает юркнуть в укрытие прежде, чем удается ее разглядеть.
Однако среди камышей, даже самых густых, имеются небольшие прогалины — здесь и можно повстречаться с линем.
Плавание среди камышей быстро утомляет подводника: пробираться надо как можно тише, раздвигая камыши одной рукой, так как другая занята боксом с камерой, постоянно цепляющимся за водоросли. Все мучения, правда, вознаграждаются долгожданной встречей: увидишь его — и замрешь, ощущение, будто встретил приятеля, и так хочется его заснять! Но затея эта почти безнадежная — малейшее движение, и «приятель» исчезает.
Для съемки линей надо подкарауливать на открытых местах, особенно в период нереста. Свадьбы линей — потрясающее зрелище. Насколько осторожен линь одиночный, настолько беспечен он в пору икромета.
Сценарий свадьбы обычно такой. Сначала появляется один линь, причем непонятно откуда: не было, и вдруг вот он! Затем к нему присоединяется другой, смотришь — подплывает третий. Глядь — уже куча-мала из пяти-восьми линей катится, извивается, приближается, отдаляется. Подбираешься к ним как можно ближе, фотографируешь, они подпускают чуть ли не на полметра. Иногда не нужно подплывать, лини почему-то приближаются сами. Похоже, они так заняты любовными ухаживаниями, что им не до посторонних с фотокамерами.
Свадьба исчезает так же внезапно, как появилась.
Смотреть на это зрелище не надоедает, понимаешь, что сама природа открывает перед тобой нечто особенное, сокровенное, редкое по красоте.
Это таинство жизни продолжается недолго: одну-две недели в начале июля. А чтобы снимки были удачными, должны совпасть многие факторы: солнечная погода, теплая вода, отсутствие ветра и, конечно, других пловцов, которые помешают, спугнут.
Проще фотографировать линей ночью — они в это время выходят кормиться на открытые места, чувствуют себя более спокойно, не так пугливы. Хотя не все ведут себя одинаково. Один может позировать долго, не убегая даже после щелчка затвора и яркой вспышки; другие исчезают сразу. До сих пор вспоминаю одного «сумасшедшего» линька — когда его касался луч фонаря, он сразу убегал в сторону и зарывался в ил, причем своеобразно: торчала одна голова...
Чем больше я плаваю среди рыб, тем больше убеждаюсь, что они весьма сообразительные создания, в том числе и лини. Преследовал я как-то ночью на мелководье линя, хотелось заснять его поближе, в нужном ракурсе. Позировал он довольно долго, но потом мои приставания, видно, ему надоели. Дно было чистое, без травы, деваться вроде бы некуда. Так нет, сообразил: лег плашмя на дно и протиснулся под береговой козырек — вода подмыла кромку, и берег опустился в воду, чуть-чуть не доходя до дна. Вот там топ-модель и скрылась от меня...
Рыться в иле линь очень любит, чему я сам свидетель: становится вертикально хвостом вверх, погружается в дно так, что торчит один хвост, а через некоторое время принимает нормальное горизонтальное положение, так и оставшись «неумытым».
Подводные походы, как, впрочем, и любые другие, чреваты неожиданными встречами, сценами даже на одном и том же маршруте.
Как-то во время погружения увидел издали «зависшую» стайку. Неподвижно застыли вполводы окуньки и чебачки: одни замерли горизонтально, другие под углом, третьи вверх хвостами. Ничего не понимаю: что они делают, чего ждут!? Подплыл ближе — все рыбки приняли нормальное положение и разбежались кто куда. Почему они так стояли?
Вот еще одна нестандартная ситуация. Заметил возбужденную стайку окуньков: суетятся, за чем-то гоняются, друг на друга нападают. Пригляделся. Оказывается, линь копошится в иле и взмучивает воду, а окуни в этой мути что-то хватают, отбирают друг у друга. Получается, что окуни платят линю за питание тем, что предупреждают его об опасности, позволяют ему заниматься делом. Кто это там говорил: «Линь — ленивый»?
Увы, в тот день я был без фотоаппарата, а в этом и состоит одна из трудностей подводных съемок: повторение каких-то интересных встреч практически исключено...
А.Суворов